В Студии Да процесс создания мультфильма - основной способ реабилитации, психологической поддержки, социализации, развития через творчество.
Мы создаем бесплатные группы для детей-инвалидов (миопатия, ДЦП, аутизм), детей с онкологическими заболеваниями, подопечных психоневрологических интернатов (ПНИ), подопечных районных центров социальной поддержки семей.
Через творчество ребенок делится своими переживаниями, перепроживает и в какой-то мере избавляется от них. При этом, готовый мультфильм укрепляет веру в себя, дает чувство «я сделал», остается как доказательство собственного существования и случившегося успеха.
Мы создаем бесплатные группы для детей-инвалидов (миопатия, ДЦП, аутизм), детей с онкологическими заболеваниями, подопечных психоневрологических интернатов (ПНИ), подопечных районных центров социальной поддержки семей.
Через творчество ребенок делится своими переживаниями, перепроживает и в какой-то мере избавляется от них. При этом, готовый мультфильм укрепляет веру в себя, дает чувство «я сделал», остается как доказательство собственного существования и случившегося успеха.
Куратор направления. Режиссёр-педагог, ведущий анимационной и книжной мастерских, монтажёр.
В Студии Да процесс создания мультфильма - основной способ реабилитации, психологической поддержки, социализации, развития через творчество.
Помимо решения задач в мульт-терапии, мы снимаем мультфильмы с детьми и взрослыми просто потому, что это процесс захватывающий и многогранный, и в первую очередь позволяет проявлять те стороны жизни, которые иначе остались бы скрыты, знакомиться с людьми и сообществами совсем на другом уровне, чем это произошло бы в обычном разговоре. Мы приезжаем в деревни, проводим анимационные интенсивы на кинофестивалях и организовываем мульт-мастерские в детских лагерях. И сейчас мы точно знаем, что множеству детей и взрослых анимация дает возможность найти себя, позволяет увидеть свой потенциал, дает опору при выборе профессии и дальнейшей учебы.
Важный принцип нашей работы - сотворчество. Мы не педагоги в прямом смысле этого слова, но скорее фасилитаторы и свидетели групповых и индивидуальных процессов, помогающие участникам найти подходящий язык для их выражения, способы проживания определенных ситуаций.
Режиссёр-педагог, ведущий анимационной и книжной мастерских, монтажёр.
В прошлом художник-аниматор на киностудии «Мельница». Книжный иллюстратор, художник декораций, ведущая арт-терапевтической мастерской для детей в пространстве “Каштан”, ведущая мастерской детской анимации на фестивалях “Край Света” и “Край света. Запад”.
Каждый день начинался со скрипуче медленного знакомства, с произнесения незнакомых имен, незнакомых сочетаний букв, звуков, с удивленных взглядов и ожидания. Что мы делали потом? - разными способами: жестами, уверенным, но бессмысленным повторением непонятных другому слов, рисунками, с помощью переводчиков и своих скудных знаний - мы пытались друг друга понять. И даже более того - в конечном итоге все это время мы занимались одним делом - поиском одного для нас, друг друга не понимающих из-за разности слов, языка.
Языка, который рассказал бы о бескрайнем толстом льде на реке, о ветре и тишине над ним, о рыбах, которые живут по другую сторону и заняты совсем другими делами, о воде и ее движении.
В этом мультфильме мы хотели порисовать звуки, другую речь, вдохновленные одним берлинским поэтом русского происхождения Валерием Шерстяным, ибо он делает это виртуозно и почти магически. Три дня в Берлине с русскими и немецкими ребятами пытались проникнуть в эту странную зыбкую ткань звука, голоса и наших ощущений.
В мультфильме также звучит стихотворение В. Берестова «Весенняя сказка»:
Дружно Ударились Рыбы Об лед – И на реке Начался Ледоход.
12-16 сентября 2012. Мультфильм LASЁ
Итак, мы съездили в Берлин, на фестиваль «REC for Kids» (уже три года нашу студию приглашают на этот фестиваль прекрасные люди). С собой мы привезли троих наших детей - Тимофея, Олега и Митю, а увезли оттуда еще и два приза и новый мультфильм.
Чуть позже мы познакомились с Дашей Морозовой (теперь - педагог музыкального направления Студии “Да”), которая родилась и выросла на Соловках, и на тот момент работала учителем в местной школе. В 2015 году Аня самостоятельно сняла с детьми мультфильм «Рождество», Даша приехала в Петербург, все разрозненные нити начали постепенно сплетаться, и идея организовать летнюю анимационную мастерскую на Соловках захватила нас.
Задача, которую мы для себя сформулировали перед поездкой - помочь участникам мастерской осознать красоту Соловков и живущих на них людей, и также поделиться этой радостью с теми, кто любит Соловки или хотел бы там побывать.
Съемки проходили в посёлке Соловецкий Архангельской области, участниками стали дети, постоянно проживающие на острове, дети, приезжающие туда на лето к родственникам, и дети, у который родители там работают летом.
Это необычный для нас формат документальной анимации: в мультфильме звучат документальные записи полевых исследований - интервью с местными жителями. Их истории и легли в основу сюжета. В первые дни вместе с детьми определили список людей Соловков, у которых хотели бы взять интервью. Каждый день собирались с группой и распределялись на малые команды, каждая из которых шла записывать интервью. После этого возвращались и выбирали самые интересные моменты, именно они и вошли в мультфильм. Параллельно шел процесс создания газеты, в которой ребята писали о тех людях, к которым удалось сходить на интервью, дополняя статьи рисунками.
Техника подбиралась с учетом того, того бы участники могли получить опыт коллективного живого творческого процесса, не сковывающего сложными техническими рамками - дети создавали большие живописные листы в технике акварели по мокрому, дополняя разными брызгами, кляксами. Мы много рисовали с натуры, выходили на берег и на улицы поселка на пленэры, приносили ветки, водоросли и камни к себе в класс, использовали для рисования портретов людей фотографии и видеозаписи.
Работа с соловецкими детьми продолжается, название мультфильма стало кодовым названием проекта Студии Да на Соловках. В следующем, 2017 году, был снят мультфильм “Папино сокровище”. В последующие годы в рамках проекта мы придумали и провели детский фестиваль “Голос острова”, в 2019 году состоялся мультидисциплинарный проект “Соловки. Мы Здесь”, а в 2020 - серия встреч-занятий с детьми посёлка.
Мультфильмы:
2015 - мультфильм «Рождество» 2016 - мультфильм «Люди-острова» 2017 - мультфильм «Папино сокровище»
2015, 2016 и 2017 гг, о. Большой Соловецкий
Наше знакомство с Соловецкими островами началось с того, что Аня Евменова, волонтер студии, уже некоторое время ездила на острова и проводила там творческие занятия для местных детей в зимние каникулы, и с взахлеб рассказывала нам об этом месте и о том уникальном сообществе, которое сложилось на острове.
В этот раз мы решили не снимать мультфильм, потому что летом хочется больше времени проводить на природе. Основная часть наших занятий была посвящена лэнд-арту, или ландшафтной арт-терапии. Мы отправлялись в любимые и хорошо знакомые детям места, находили там материалы для творчества (камни, песок, траву, ветки и пр.) и вместе придумывали объекты
В первые дни педагоги провели презентации мастерских: музыкальной, строительной, декораторской, теневого театра, каменных настольных игр. В последующие дни ребята присоединялись к той или иной мастерской. Группы собирались каждый день заново, за исключением театральной мастерской, которая репетировала отдельно в Морском музее или конференц-зале Петербургской гостиницы Соловецкого музея-заповедника. На Школьном мысу, где в основном проходили занятия, появилось несколько сооружений и объектов: 2 шалаша, лабиринты, дом из оконных рам, выставка рисунков и поделок под открытым небом, веревочная паутинка между деревьями, качели, небольшой гамак, воздушные колпаки, развевающиеся на ветру, украшенная лентами Медуза. В специально обозначенном месте ребята расположили настольные игры из камней: шашки, крестики-нолики, «Мемори». Все объекты придумали дети на одном из первых занятий, а взрослые помогли осуществить задуманное.
22 августа должно было состояться главное событие фестиваля - показ объектов всем гостям, большой праздник, к которому все так готовились. Но остров и погода решили иначе: сначала штормовым ветром разнесло часть объектов, потом Школьный мыс попросту затопило из-за сильного ветра, нагнавшего приливную волну. Перенести фестиваль уже было нельзя в связи с отъездом педагогов 23 августа. К счастью, сотрудники Морского музея предложили провести закрытие фестиваля у них, для чего с мыса были доставлены все необходимые материалы. Оркестр встречал гостей и предварял выступление теневого театра. Родители и гости увидели подготовленные детьми театральные этюды, выставку мобилей с рисунками, посмотрели видеоролик о проекте, послушали рассказ о том, как проходили занятия, а также поучаствовали в игре, проведенной участниками мастерской стихосложения.
Детский фестиваль «Голос острова» был задуман как место встречи взрослых и детей, которые будут проводниками в пространстве, преображенном их фантазией.
Используя творческие образовательные методики, мы ежедневно создавали пространство сотворчества детей и взрослых, которое позволило им по-новому взглянуть на привычное окружение и условия жизни, осознать ценность и смысл жизни на этой земле с непростой историей и суровыми бытовыми условиями. В свою очередь, команда, соприкасаясь с соловецкой действительностью, природой и людьми, которые здесь живут, вдохновлялась этим контекстом и находила новые возможности для интеграции творческой и социальной активности.
Основная идеей и сквозная темой проекта была СВЯЗНОСТЬ (человека с человеком, человека с местом и своим временем, человека и природы).
Он включал в себя детскую игровую и арт-терапевтическую программу, театральную лабораторию для подростков и взрослых, педагогическая мастерскую по библиотерапии, а также сотрудничество с летней школой САФУ, где команда Студии и партнёров проводила вводное мероприятие на сонастройку для студентов и преподавателей, а также социотехническую игру, прототипирующую будущее Соловков.
Многослойность проекта является отражением разных измерений Соловецкого пространства: его истории, современности, природы, духовности. Группы пересекались - между детьми и взрослыми, и приезжими студентами, и так происходило живое взаимообогащающее взаимодействие.
В 2020 занятия с соловецкими детьми и студентами летней школы продолжились, по итогам был устроен концерт и выставка на берегу Белого моря.
Фото - https://drive.google.com/drive/u/0/folders/1-8Cgi48pdJpXH3wPE4kvwMyFip9XXHdL
Проект «Соловки. МыЗдесь» Лето 2019, о. Соловецкий
В 2019 году к нам присоединились друзья: педагоги, арт-терапевты и игротехники Дима Захаров, Денис Харлей, Юля Комарова, Таня Шульц, Рома Александров, Аня Ше. Темы предыдущих выездов развились и обогатились благодаря расширению инструментария - были организованы ежедневные театральные и музыкальные занятия.
Создание мультфильма со всей спецификой производственного процесса – лишь часть этой практики. Однажды начав снимать мультфильмы, мы как команда постепенно поняли, что рамки анимационного производства могут расширяться, и стали включать в нашу работу игровые практики вовлекающего действия, музыкальные процессы, разнообразные арт-практики, коммуникативные тренинги. Несмотря на то, что многообразие форм вовлечения участников в занятие, которые мы используем, держится на едином стержне и связано едиными принципами, эта методичка в большей степени посвящена именно анимационным занятиям, одна из обязательных целей которых – создание мультфильма.
Поэтому начнем мы с погружения в процесс производства мультфильма, чтобы увидеть, из каких частей он складывается, почему позволяет включать в себя множество разных арт-практик и почему, в конце концов, мультфильм ценен для нас как результат.
Метод студии «ДА» представляет собой целый комплекс отдельных элементов, собирающихся в единый механизм. Создание мультфильма со всей спецификой производственного процесса – лишь часть этой практики. Однажды начав снимать мультфильмы, мы как команда постепенно поняли, что рамки анимационного производства могут расширяться, и стали включать в нашу работу игровые практики вовлекающего действия, музыкальные процессы, разнообразные арт-практики, коммуникативные тренинги. Несмотря на то, что многообразие форм вовлечения участников в занятие, которые мы используем, держится на едином стержне и связано едиными принципами, эта методичка в большей степени посвящена именно анимационным занятиям, одна из обязательных целей которых – создание мультфильма. Поэтому начнем мы с погружения в процесс производства мультфильма, чтобы увидеть, из каких частей он складывается, почему позволяет включать в себя множество разных арт-практик и почему, в конце концов, мультфильм ценен для нас как результат. Когда мы встречаемся с новой группой детей, то обычно говорим участникам, что производство мультфильма состоит из нескольких этапов: сценарий, когда мы придумываем, разрабатываем, утверждаем сюжет; производство, которое включает в себя рисование или создание другими способами персонажей и фонов, и собственно анимацию; озвучание и ошумление; и последний этап – монтаж. Однако на практике все эти этапы смешиваются, перетекая из одного в другой. Этим мы отличаемся от профессиональных анимационных студий, в которых этапы и их результаты утверждаются и отграничиваются друг от друга все же более строго1, чтобы студия могла слаженно работать, оставаться в рамках заказа и его условий – например, производства мультфильма с заданным хронометражем.
На нашей студии мы избавлены от подобных формальных рамок, во-первых, потому что, как правило, не должны стремиться к четкому заранее определенному результату, а, во-вторых, мы не хотим и не можем разделять все эти этапы в работе с группой.
В настоящее время существует бесчисленное количество методик работы с детскими, и не только, нарративами: различные виды сторителлинга, ко-теллинга, сторишеринга и так далее. Популярность этих методов связана с тем, что нарратив – это принципиально важный способ организации опыта любого человека. Рассказывая историю о себе, ребенок, как и любой другой человек, представляет себя – и себе самому, и слушателю, отбирая и организуя события своего прошлого, настоящего или выдуманного мира (в данном случае это не важно) так, чтобы они отражали то, как говорящий чувствует, понимает себя [Linde 1993: 3]. Рассказчик любой истории создает два плана: один план – это рассказанный мир, в котором начинают жить и действовать его герои, а второй план – план самого момента рассказывания, в котором говорящий на самом деле показывает свое отношение к рассказанным событиям [Bruner 2009]. Дети, рассказывая истории, выдумывая целые миры и персонажей, хотят выразить собственные эмоции, поделиться своими соображениями на счет устройства мира, в котором живут, нередко продемонстрировать, что они успешно овладели его нормами и правилами [Koivula et al. 2020], и хотят сделать себя видимым для другого. Для специалистов это ценный материал, потому что позволяет посмотреть на репертуар возможных ситуаций, ролей и действий, которые ребенок смог усвоить, развиваясь в своей социальной среде2 [Gumpel 2007], а также увидеть отношение ребенка к происходящим в его жизни событиям [Klimkeit et al. 2006]. Рассказанные истории, таким образом, представляют собой отражение скриптов или сценариев, которыми человек в принципе располагает и которыми может оперировать [Engel 2005]. Со взрослыми происходит ровно то же самое – все мы посредством историй сообщаем о некотором собственном взгляде на мир вокруг нас, нашем месте в нем и отношениях, в которые мы включены. Для психологов, социальных работников и арт-практиков, работающих с группами, такая перспектива, исходящая прямо от субъекта, – ценнейший материал. Нарратив – это отображение строения индивидуального мира, и наша задача дать ему место, позволить этому голосу звучать.
Нарратив может принимать бесчисленное множество форм или жанров: рассказ, роман, личные дневники, письма, воспоминания, песни, показания в суде, истории болезни, шутливые истории и анекдоты, пантомима, танец, серия картинок, иногда и отдельная картинка может сгущаться до целого нарратива [Ochs, Capps 1996: 19-20]. Мультфильм, каким бы он ни был – любительским, профессиональным, сделанным детьми, экспериментальным, тоже представляет собой нарратив. На профессиональной студии за целостность и понятность нарратива отвечают сценарист и режиссер, художники и аниматоры не вмешиваются в его создание. В случае нашей работы – это коллективный нарратив: в создании одного мультфильма обычно могут принимать участие 10-20 человек, а самый большой авторский состав в портфолио студии – 350 участников3, каждый из которых вносит в историю что-то свое. Создание такого многоголосого, многослойного нарратива – это совершенно особенный процесс, мало с чем сравнимый, но именно он является основой нашего метода. За более чем десять лет работы мы крайне редко принимались снимать персональные мультфильмы одного автора. В отличие от многих практиков, работающих с индивидуальными нарративами, мы интересуемся многоголосием: единый нарратив мультфильма вбирает в себя разные фрагменты персональных повествований, образуя между ними диалог, разговор, подчеркивая пересечения или, наоборот, обозначая различия между разными линиями повествования. Мы даем высказаться не одному человеку, но создаем площадку, на которой могут звучать разные голоса, и это передает зрителю представления о мире некоторой группы определенных людей: например, проживающих в психоневрологическом интернате, или воспитанников колонии для несовершеннолетних, или детей, проходящих лечение в онкологических больницах, или живущих на острове в отдалении от всего остального мира. Получив отдельные истории и запустив их в анимационное производство, мы делаем личную историю достоянием группы: она отделяется от автора как на уровне высказывания – работая с историей, другие участники могут изменять ее, внося свои предложения на рассмотрение группы, так и на уровне реализации – рисование распределяется между всеми участниками, так же, как и съемочный анимационный процесс, озвучание и другие этапы производства мультфильма. Нам важно отмежеваться от многочисленных нарративных и в том числе групповых практик, цель которых состоит в отслеживании нарративной динамики отдельных участников группы и последовательной направленной работы на создание, собственно, этой персональной динамики. Среди подобных направлений, схожих с нашими, но выполняющих другие задачи другими методами, можно назвать разнообразные и основательно разработанные нашими западными и российскими коллегами методы: digital storytelling, перфоративный и театральный сторителлинг, поддерживаемый сторителлинг – например, рассказывание историй при помощи специальных картинок или карточек [Дянкова 2011, Koivula et al. 2020, Neitola 2018, O’Byrne et al. 2018, Veale 2005]. При этом в нашей работе тоже есть диагностический потенциал, позволяющий оценить проблемные темы для группы или предметы для беспокойства, и начать с ними разбираться. Нередко подобная диагностика становится отправной точкой для создания мультфильма, поскольку в нашем понимании актуальность выбранной темы способствует интересу самих участников.
Метод студии «ДА» представляет собой целый комплекс отдельных элементов, собирающихся в единый механизм
Студия Да – арт-группа, выросшая из волонтерского движения режиссеров и художников анимации.
Мы проводим творческие классы (анимация, арт-терапия, игры и др.) с людьми с особыми потребностями, детьми с онкологическими заболеваниями, подопечными интернатов и кризисных детских центров. С 2018 года мы реализуем проект инклюзивных мастерских «Простые вещи».