Несмотря на принципиально иные свойства языка – вместо движущейся картинки здесь только звук – организация музыкальных занятий и заложенные в нее принципы схожи с теми, что мы описали выше.
Предсказуемость и безопасность общего пространства, логичность для участников происходящего на занятии и смены отдельных его частей, возможность самостоятельно определять меру своего участия и выбирать роль в общем процессе, равное и безопасное пространство коммуникации — все эти принципы мы стараемся реализовать и в музыкальных проектах.
Так же, как анимационные занятия обычно начинаются с общего круга, музыкальные педагоги используют похожие формы входа участников в занятие: ведущий сообщает о том, что занятие начинается, приглашает участников выбрать какой-то инструмент или просто занять свои места, и вместе исполнить приветственную песню. В приветственной песне самым значимым является пропевание (3-5 раз) имени каждого участника, включая ведущего. В музыкальных занятиях, как и в анимационных, важно то, чтобы имена всех присутствующих звучали и были услышаны всеми.
Следом идет этап, также общий для всех наших направлений – педагог озвучивает план на занятие, договаривается о правилах и времени. Например, если участник очень любит петь любимые песни с сопровождением с мобильного телефона, то с ним нужно договориться о том, сколько он сможет заниматься этим делом, а сколько соглашается уделить тем заданиям, которые выдает ведущий. Это та же схема, что мы описывали и для заданий на рисование.
Помимо этого, озвучивая план и варианты дел: например, игра на синтезаторе, пение дуэтом, игра на барабанах, на бас-гитаре и т.д., педагог предлагает участнику выбрать, чем он хочет заниматься сначала. С одной стороны, это поддерживает наш основной принцип – делегирование ответственности участнику за свои решения, с другой, дает ощущение контроля над происходящим и настраивает на то, что занятие состоит из разных по сложности элементов, которые предстоит преодолеть.
В процессе самих музыкальных занятий сочетаются форматы, предлагаемые ведущим, и свободные импровизации. Педагог может поддерживать ритмическую, гармоническую основу для импровизации, к которой подключаются участники. Но возможны и такие форматы взаимодействия, когда ведущий дает возможность кому-то из участников задавать основу и вести музыкальную импровизацию самостоятельно. Через некоторое время происходит смена, и новый участник заступает на эту роль.
Каждый участник отдает предпочтение тем или иным видам музицирования, и ведущий, опираясь на склонности участников, постепенно предлагает им расширять диапазон интересов, включать во взаимодействие что-то новое, пробовать новые техники и способы музицирования. Как и в случае анимационных занятий, чаще всего ощутимый эффект такой работы наступает через длительное время (от месяца до полугода).
Студия Да – арт-группа, выросшая из волонтерского движения режиссеров и художников анимации.
Мы проводим творческие классы (анимация, арт-терапия, игры и др.) с людьми с особыми потребностями, детьми с онкологическими заболеваниями, подопечными интернатов и кризисных детских центров. С 2018 года мы реализуем проект инклюзивных мастерских «Простые вещи».